О влиянии проводов на звучание

Тема животрепещущая. Но метафизики не будет, будет нормальная «физика здорового человека».

Самая важная характеристика акустического кабеля – его полное сопротивление. На звуковых частотах его можно считать полностью активным, омическим. Индуктивная и ёмкостная составляющие сами по себе реального влияния на звучание не оказывают – лишь во взаимодействии с остальными компонентами системы. А материал, сечение и способ плетения жил – всего лишь источники этого сопротивления, порой весьма заметного.

Первое и очевидное следствие применения кабеля с заметным сопротивлением – потери мощности и снижение отдачи. Второе, менее очевидное следствие, чаще всего остаётся «за кадром». Появление дополнительного сопротивления между динамиком и усилителем в корне меняет условия работы динамика. И дело вовсе не в изменении его добротности (оно не драматично), а в изменении демпфирования динамика. И начать объяснения придётся «из-за угла».

Ещё в пятидесятых годах прошлого века заметили, что один и тот же динамик по-разному звучит с разными усилителями. «Виновника» вычислили быстро, им оказалось выходное сопротивление усилителя (у ламповых усилителей оно от 1 Ом и выше, к тому же зависит от схемы и настройки).

При воздействии на динамик импульса или сигнала частотой, близкой к его собственному резонансу, диффузор продолжает колебаться и после окончания сигнала. Как долго – определяется потерями в подвесе (механическим демпфированием), но в любом случае этот процесс лучше прибить в зародыше, чтобы звучание не приобретало гулкий призвук. И тут в дело вступает усилитель. При движении звуковой катушки в магнитном зазоре в ней наводится электродвижущая сила, динамик становится своего рода «генератором». Эта ЭДС замыкается через выходное сопротивление усилителя (виртуальное) и возникающий при этом ток тормозит катушку. Чем меньше выходное сопротивление – тем больше этот ток и сила торможения. Сам процесс назвали электрическим демпфированием, а для его оценки ввели простой и понятный параметр «демпинг-фактор» (или «коэффициент демпфирования» в отечественной терминологии). Это отношение сопротивления нагрузки к выходному сопротивлению усилителя.

Электрическое демпфирование

Электрическое демпфирование – основной инструмент воздействия на переходные характеристики системы «усилитель-динамическая головка».

Тогда же определили опытным путём и границы этого параметра для правоверного Hi-Fi – не менее 10, а лучше 20 (знаменитый стандарт DIN 45500). Позднее обязательное значение довели до 40 и успокоились – для распространённой тогда акустики с импедансом 8-16 Ом условие выполнялось автоматически. А на фоне такого импеданса несчастные 0,1-0,2 Ом недлинного соединительного кабеля на результат влияли мало.

Импеданс

А теперь числовой пример: импеданс автомобильной акустики 4 Ом, выходное сопротивление усилителя 0,05 Ом, коэффициент демпфирования 80 – отличное значение. Добавляем к выходному сопротивлению усилителя провод сопротивлением «всего» 0,5 Ом – коэффициент демпфирования резко падает до 7,3(!). И даже для «супер-пупер» усилителя с D=1000 результат будет практически таким же. Есть шанс получить «ламповое» звучание (слабое демпфирование – один из его признаков).

Понятно, что даже незначительные изменения в сопротивлении акустического кабеля будут заметно влиять на характер звучания в низкочастотной области. А что в среднечастотной?

Рост индуктивности звуковой катушки с частотой приводит к увеличению импеданса головки. Причем индуктивность эта у «среднестатистического» мидбаса или широкополосника составляет 0,2-0,4 мГн, и уже на частотах 2-3 кГц импеданс возрастает практически в два раза. Появление в цепи дополнительного сопротивления несколько стабилизирует импеданс, а главное – уменьшает его колебания при смещении звуковой катушки в магнитном поле. Это приводит к снижению интермодуляционных искажений, особенно заметному для недорогих широкополосных и среднечастотных головок с магнитной системой «без излишеств» в виде колец Фарадея. В итоге звучание становится более прозрачным, и это вполне заметно на слух.

(Кстати, для среднечастотных головок многополосных систем полезно включение последовательного резистора сопротивлением 0,5-1 номинального импеданса головки – но при этом нужно исключить работу в области резонанса, демпфирования-то больше нет. Но это уже другая история).

Пассивный кроссовер тоже влияет на демпфирование динамика – поэтому катушки с ферромагнитным сердечником в кроссоверах применяются чаще, чем «воздушные». Это позволяет не только сэкономить медный провод, но и значительно снизить сопротивление катушки. Конечно, при перемагничивании сердечника возникают дополнительные нелинейные искажения сигнала, но в большинстве случаев это меньшее зло, чем недодемпфированные динамики.

Само собой, влияние сопротивления провода на работу кроссовера никто не отменял, и это тоже может сказаться на звучании. И это влияние гораздо заметнее для ФВЧ высокочастотных динамиков, поскольку индуктивность звуковой катушки там косвенно входит в фильтр. На приводимых далее моделях сопротивление провода для наглядности несколько утрировано (1 Ом), в реальности эффект будет не столь ярким – но всё же заметным.

ФВЧ первого порядка

ФВЧ первого порядка: вблизи частоты среза обычно есть небольшой горбик (резонанс индуктивности звуковой катушки с конденсатором фильтра). Но последовательное сопротивление его сглаживает

ФВЧ второго порядка

Для ФВЧ второго порядка картина выражена резче

И это вот всё – влияние только одного параметра (сопротивления) на простые процессы. А если ещё учесть взаимодействие усилителя со сложной нагрузкой – но это совсем другая история…

С вами был УРАЛ и ЧЕстный Звук.

О том, как УРАЛ дважды выиграл патентный спор у правообладателя JBL, читайте в статье

О продукции УРАЛ можно узнать здесь

О новом АК - подробно - тут

01.07.2023
Вернуться к списку статей

Полезные статьи

21.12.2021
Очень важно при акустическом тюнинге шумоизолировать двери автомобиля. Для этого процесса стоит придерживаться строгих правил подготовки своего авто для замены штатной акустики.
Подробнее
12.08.2023
Выбираем автомобильный усилитель в машину! Какой взять класс и сколько каналов выбрать для авто динамиков? Расскажем!
Подробнее
24.04.2021
Любая автомобильная акустика имеет свои особенности и нюансы. При выборе акустической системы необходимо предварительно изучить характеристики и понимать, на что будет оказывать влияние тот или иной параметр.
Подробнее
Купи АК
Сделай свой
автомобиль
лучше
Установи в свой авто АК
АК — звук в авто
Купить
Не веришь? Сравни звучание
АК со штатной акустикой
популярных марок авто
Сравнить